Аналитика
#КорабльЧебоксары: длинная история с многообещающим продолжением
Двенадцатый в России корабль-музей, собственная «Аврора» Чувашии – пограничный сторожевой #КорабльЧебоксары еще до прибытия в столицу республики стал кораблем-легендой. Его ждали, к его появлению готовились. Благодаря ему, уже в будущем году каждый житель Чувашии сможет соприкоснуться с историей военно-морского флота России, узнать больше о судьбе и вкладе уроженцев Чувашии в кораблестроение и службе на защите границ страны.
Сторожевик «Чебоксары» прибыл в республику 15 июля. Для традиционно-морской встречи он причалил в речном порту города. В ближайшее время вновь перебазируется на место вечной стоянки на Московской набережной рядом со Свято-Троицким мужским монастырем.
Годы службы: факты и легенды
Еще в марте 2020 года списанный боевой погранично-сторожевой корабль «Чебоксары» находился на базе в г. Балтийске Калининградской области. Его списали в 2016 году и в 2017-м передали в собственность г. Чебоксары. Тогда на транспортировку искали около 20 млн рублей.
«Задача – в текущем году доставить корабль в Чебоксары, в 2021 году открыть музей», – говорил журналистам сити-менеджер столицы Чувашии Алексей Ладыков.
Пока республиканские власти решали вопрос с финансированием, экипаж судна делился богатой историей корабля.
ПСКР «Чебоксары», построенный на Ярославском судостроительном заводе, безопасно эксплуатировать при волнении моря до 7-8 баллов. Даже при затоплении любых двух отсеков обеспечивается непотопляемость.
Наибольшая длина по корпусу — 57 метров, ширина — 10 метров. Полное водоизмещение — 475 тонн.
Мощность — почти 20 тысяч лошадиных сил, дальность плавания — 1600 миль. Автономность плавания — до 10 суток, экипаж — 36 человек (5 офицеров).
Из военного вооружения на корабле установлены две акустические антенны: подкильная и опускаемая. Последнюю погружают до глубины 200 метров из кормовой части корабля. Радиолокационные станции обнаружения типа «Рейд» и «Дон». В основное вооружение против надводных и подводных целей входят торпеды типа СЭТ-40, есть противолодочный бомбомет «Ураган», 30-мм корабельная артустановка АК-630. Перед прибытием в Чебоксары корабль был демилитаризован, но сами установки остались.
Малый противолодочный корабль проекта 1241.2 типа «Молния» вступил в строй в 1988 году и прослужил 26 лет в Балтийском пограничном отряде, пройдя за годы службы свыше 65 тысяч морских миль.
С сентября 1988 года служил в составе Пограничных частей СССР в порту Вентспилс в Латвии, с января 1993 года перебазировался в г. Балтийск Калининградской области, откуда выходил на патрулирование и охрану государственной границы.
Первоначальное название – ПСКР-815. Позднее его переименовали в «Соболь», затем с 10 сентября 1997 года – в «Чебоксары». На корабле прошли службу более 100 жителей Чувашии.
Помощь руководителя региона
Корабль-ветеран ВМФ России прошел три года «пути», чтобы стать кораблем-музеем. По словам председателя Горкомимущества администрации г. Чебоксары Юрия Васильева история началась еще в 1997 году, когда муниципалитет заключил соглашение по эксплуатации этого корабля с пограничной службой России.
«С этого момента завязались тесные отношения с Пограничным Управлением ФСБ России по Калининградской области и экипажем судна. Неоднократно делегация администрации города и городского собрания депутатов выезжали на место стоянки списанного пограничного сторожевика», – рассказал он.
Однако, процесс продвигался медленно. Были заминки с финансированием, решить которые удалось, благодаря инициативе врио Главы Чувашии Олега Николаева. Руководитель региона своим решением ускорил процесс и средства на транспортировку корабля были выделены из муниципального бюджета.
12 июня 2020 года, в день российской государственности, состоялась официальная передача корабля «Чебоксары» в муниципальную собственность Чебоксар для организации на нем музея военно-морской славы. Так началась активная организационная работа по приемке корабля в чебоксарской акватории.
По дороге
Судно в Чебоксары доставил подрядчик, который предварительно провел подготовительные работы по токованию и оценке состояния сторожевика в условиях судоремонтного завода г. Светлогорск Калининградской области. Степень износа корпуса судна показала, что «Чебоксары» находится в хорошем состоянии и готов стать музеем.
Затем были проведены работы по конвертации судна и только потом подрядчик доставил его в г. Чкаловск Нижегородской области, где корпус корабля очистили, покрасили и настроили оборудование. Оттуда он отправился на буксире в Чебоксары, где по прибытии была установлена матча – радиолокационная антенна. Ранее ее пришлось демонтировать, так как корабль не мог пройти по высоте по пути следования.
Прибытие
Так, «Чебоксары» в середине календарного лета прибыл в столицу Чувашии на место своей новой «службы», не менее ответственной, чем раньше. Город встретил корабль морским церемониалом. Под музыку в исполнении военно-духового оркестра «Волжские берега» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике сторожевик бросил якорь на своей теперь вечной стоянке.
Церемонию прибытия, организованную в традициях морского флота, открыл врио Главы Чувашии Олег Николаев. В первую очередь он поблагодарил Героя России, генерала армии Владимира Проничева и Героя России, генерал-лейтенанта Николая Гаврилова за содействие в доставке корабля. Руководитель региона отметил особое значение появления сторожевика в Чебоксарах.
«На нас это налагает дополнительные обязанности сделать все, чтобы корабль стал достойным местом притяжения города Чебоксары и Чувашской республики. Мы все вместе гордимся событием и людьми, которые проявили себя на службе в пограничных войсках и ФСБ Российской Федерации. А также теми нашими земляками, кто сегодня служит на ракетном катере Чувашия и базовом тральщике Новочебоксарск», — сказал он тогда.
Руководитель региона тогда отметил, что создание на базе сторожевика «Чебоксары» музея морской славы важно, прежде всего, для подрастающего поколения. Поскольку теперь у них появилась возможность прикоснуться к деталям корабля, видевшего много событий во время несения службы по охране границ Российской Федерации.
Двенадцатый в России корабль-музей
Немногие города могут похвастаться, что у них есть плавучий музей военно-морской славы. Подобные плавучие военно-морские музеи расположены в Калининграде, Санкт-Петербурге, Красноярске, Владивостоке, Североморске и Архангельске. Первым кораблем-музеем стал легендарный крейсер «Аврора», участвовавший в русско-японской, Первой мировой и Великой отечественной войнах, корабль №1 в списках кораблей Военно-морского флота России.
Двенадцатый в России корабль-музей уже в следующем году примет чебоксарцев и гостей столицы на свой борт. Планируется, что его экспозиция будет состоять из шести залов, один из которых будет посвящен академику, кораблестроителю и генералу флота Алексею Крылову (3 августа 1863 — 26 октября 1945), уроженцу Алатырского района.
Пока еще не известно, какие именно экспонаты будут представлены широкой публике, но обещаем держать своих читателей в курсе дел. В настоящее время посмотреть, как оборудован сторожевик, можно в нашем instagram-аккаунте @chuvash_inform. Все материалы про корабль-музей «Чебоксары» размещаются в социальных сетях под общим хештегом #корабльчебоксары.