

Интервью
Какая недвижимость отображается на Госуслугах?
Ежедневно в Управление Росреестра по Чувашии поступают сообщения о том, что на портале Госуслуг они не увидели свою квартиру, дом или земельный участок.
Почему так происходит и какая недвижимость должна отображаться на Госуслугах, нам расскажет руководитель Управления Росреестра по Чувашской Республике Екатерина Карпеева.
— Когда человек заходит на портал Госуслуг, он должен увидеть всю свою недвижимость, собственником которой он является. Это могут быть квартиры, дома, земельные участки, машино-места, кладовки, различные здания и сооружения. Причем, это касается как простых граждан, так и юридических лиц.
Главное условие, при котором эти сведения будут выходить, чтобы объект был зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости и именно на этого собственника.
— Люди об этом не знают?
— Как выяснилось, да, причем случаи бывают разные. Мы проанализировали обращения, которые к нам поступают и выявили интересные моменты. Некоторые граждане путают понятие прописка и право собственности. Они думают, что если они прописаны в этой квартире, то фактически являются ее собственником. И очень возмущаются, когда на Госуслугах не видят этой квартиры в своих списках. Но это заблуждение. Можно быть прописанным, но не являться собственником. Это две разные вещи.
Или например, супруги в браке купили квартиру и жена уверена, что на Госуслугах должна выходить эта квартира в ее списках объектов. Она убеждена, что раз это совместно нажитое имущество, то оно автоматически делится пополам. Но это не так. На кого в Росреестре квартира оформлена, у того на Госуслугах и будет выходить информация по этому объекту.
— А родители могут увидеть недвижимость, которая принадлежит их детям?
— Нет, родителям такие сведения на Госуслугах недоступны.
— По каким еще причинам не видно недвижимости на Госуслугах?
— Если собственники не довели оформление до конца. У них на руках старые документы о приватизации, Госакты на землю, справки о выплате пая за квартиру, решение суда, но в Росреестр с этими документами они не обращались. Соответственно данные об этих объектах и собственниках в цифровую базу не попали. Их попросту там нет. Или очень часто наследники не доходят до Росреестра и не переоформляют объекты на себя. Получают свидетельство о наследстве и все, думают, что этого достаточно.
Не отобразится и муниципальное жилье, так как собственником будет орган госвласти, а не тот, кто его получил для проживания.
Не увидят на Госуслугах недвижимость и повзрослевшие дети, чьи родители купили квартиру на материнский капитал, но так и не выделили им доли. Титульным собственником такой квартиры может оставаться, например, только мама или папа. И пока родители не обратятся в МФЦ с заявлением о выделении долей своим детям, на Госуслугах эти доли не отобразятся. Здесь речь идет именно о тех детях, которые зарегистрированы на платформе Госуслуги.
Много было обращений от участников долевого строительства. Они подписали акт приема-передачи, но за регистрацией права не обращались. Иногда объекты не отображаются из-за смены фамилии собственника или путаницы в СНИЛС.
Не будет на Госуслугах и земельных участков, которые поставлены на кадастровый учет, но права на них не зарегистрированы.
— Что делать в подобных ситуациях?
— В большинстве случаев достаточно обратится в МФЦ с правоустанавливающими документами и оформить права в Росреестре или внести свои актуальные данные в ЕГРН.
— Бывает ли такое, что объект был на Госуслугах, но потом пропал?
— Такое может произойти только в следствии каких-либо сделок или изменений с объектом. Например, был один большой участок, его разделили на два и первоначальный участок перестал существовать. Или когда по решению суда квартиру продают за долги.
— Когда человек владеет долей в квартире, она тоже должна быть на Госуслугах?
— Да, конечно. Размер доли здесь не имеет значение, здесь важен сам факт наличия зарегистрированного права собственности.
— Если человек не видит своих объектов, может ли он сообщить об этом в Росреестр, чтобы узнать причину?
— Если на портале нет вашего имущества, то сразу направьте сообщение в Росреестр через Платформу обратной связи на Госуслугах. В поле «Описание проблемы» укажите, что не видите свою квартиру на Госуслугах, напишите адрес и при возможности кадастровый номер. В течение 10 дней вам придет пояснение, почему на Госуслугах отсутствует ваш объект недвижимости. Исходя из ответа, примете решение о дальнейших действиях.
— Спасибо большое за беседу.
