Дорогу молодым
Задача – заполнить пространство красотой
Алексею Чернову 24 года. Год назад его имя стало известно не только в Чувашии, но и по всему Приволжскому федеральному округу — на фестивале стрит-арта «ФормART» молодой художник занял третье место. Благодаря ему республика впервые вошла в тройку лидеров. Мы поговорили с Алексеем о его творческом пути, нюансах профессии и планах на ближайшее будущее.
— Как правильно называется твоя профессия?
— По образованию я педагог по графическому дизайну, окончил художественно-графический факультет ЧГПУ. А то, чем я занимаюсь, можно назвать коммерческой росписью, стрит-артом… Тех, кто рисует баллончиком, называют еще граффити-райтеры (от слова «писать»).
— Как ты пришел к этому занятию – после классического художественного образования?
— Я начинал так же, как все художники – с акварели, с карандашей, и постепенно захотелось увеличить масштаб работ – не корпеть над маленькими рисунками. Вот я и перешел с бумаги на стены. Это было не очень давно, года два-три тому назад. Появилось большое желание научиться рисовать баллончиком – вот и стал тренироваться. Я не люблю долго сидеть на месте, стараюсь быстро развиваться. К тому же база у меня уже была.
— То есть это не столько граффити, сколько монументальная живопись – то, что ты делаешь?
— Я не хочу говорить, что я художник – я никогда бы не стал писать от руки живописное полотно, это у меня не очень получается. Я все-таки дизайнер, а задача дизайнера – заполнить какое-то пространство, чтобы это было красиво, пропорционально и в тему.
— А с какими поверхностями тебе приходилось работать? Ты ведь чаще делаешь это на заказ?
— Да, чаще так – для всякой работы нужна мотивация. Я могу заполнить любое пространство – хоть коробку, хоть стену, хоть велосипед. Но больше стремлюсь заниматься машинами – рисовать на чем-то динамичном, что движется, что может увидеть больше людей – и что нуждается в том, чтобы это расписать.
— А рисунки для этих объектов ты придумываешь сам, заранее, или ориентируешься на интересы заказчика?
— Заранее нет, но когда поступает заказ, я устраиваю мозговой штурм, думаю, что можно в этот объект вписать. Учитываю и желание заказчика, конечно. Но в основном стараюсь воплощать свои идеи, потому что я часто лучше знаю, что подойдет к объекту и что там будет хорошо выглядеть. А людям часто не хватает насмотренности. Вот и стараюсь смотреть больше, пополнять свою внутреннюю копилку, чтобы было, что предложить.
— Есть у тебя художники, которых ты считаешь для себя авторитетными в этой сфере, на кого ориентируешься?
— Я не могу назвать имен, скорее отмечаю для себя отдельные работы. Есть люди, на чьи работы я смотрю с высоты своего опыта и понимаю: это очень красиво, я не представляю, как так можно сделать. А есть кто-то, кто не представляет, как сделать так, как я. И я стараюсь повторить то, что мне нравится – так и приобретаю какие-то новые навыки, чему-то учусь.
— В твоей жизни после «Форм-АРТ» что-то изменилось?
— Появились новые знакомые, наверное, рейтинг чуть повысился, добавилась одна работа в портфолио, а так — не особенно.
— Можешь рассказать немного о процессе? Требуется какая-то специальная подготовка стены?
— В случае с фестивалем стена и так была хорошая – единственное, она была бежевого цвета, а этот желтоватый цвет — вредный, просвечивает, так что его пришлось перекрывать белым или черным. А вот если стена слабая, сыплется, то ее предварительно нужно грунтовать. Рисую эскиз я на компьютере – в таких вещах нет смысла что-то придумывать и рисовать от руки. Я использую готовые образы, клипарт – то, что находится в открытом доступе, что, в общем-то, обычно для дизайнеров. И собираю такой своеобразный коллаж.
— Есть какие-то вещи, которые ты хотел бы сделать? Что-то определенное расписать?
— Вообще нет, но есть идеи, которые хотелось бы воплотить. У меня не бывает, чтобы я что-то придумал просто так. Но, например, бывает, что от заказа остаются интересные задумки, которые не пошли в работу. В основном же работаешь от запроса.
— А в где-то можно увидеть твои работы – в Чебоксарах или других городах?
— Большей частью они в помещениях. Например, один из кабинетов в музыкальной школе №5 в Новоюжном районе, в кафе, игровых компьютерных клубах. На улицах тоже, но до них еще нужно дойти – в Заовражном, на «Ленте» – никому не нужные бетонные стены, на которых мы иногда рисуем. Из других городов самый далекий пока – Киров, скоро вот будет Йошкар-Ола…
— Какой совет ты мог бы дать тем, кто только встает на этот путь?
— Сейчас это многим нравится, хотят заниматься этим, что-то нарисовать на стене, но сразу не получается, только портят. Могу пожелать больше тренироваться, учиться рисовать, развивать навыки и много смотреть, чтобы отличать хорошее от плохого, а главное – стремиться выполнять свою работу качественно.