Интервью
АККОНД — флагман кондитерской отрасли
Сладкая продукция от АО «АККОНД», отметившего 17 августа свое 79-летие, известна по всей России. Она пользуется спросом более чем в 50 странах. Начав свою летопись в военное время, фабрика удержалась на плаву и в лихие девяностые, и вот уже более четверти века не сдает своих позиций — растут объемы производства, ширится круг партнеров. «Хороший фундамент заложен был», — говорит генеральный директор АО «АККОНД» Валерий Иванов.
— Валерий Николаевич, конфеты и печенье — мирная, даже праздничная продукция. Как вы думаете, почему фабрику открыли именно в военные годы?
— Это было верное решение, нацеленное на мирное будущее. Значит, крепка была вера в Победу, в светлое завтра, и страна даже в суровые военные годы держала курс на развитие. Первую продукцию Чебоксарская кондитерская фабрика выдала в марте 1944 года — она пошла в магазины, детдома, эвакогоспитали. А в победном 1945-м план был перевыполнен на 28,3%. Дату рождения фабрики — 17 августа 1943 года — с полным правом можно считать и днем рождения кондитерской отрасли Чувашии.
На Стеле городов трудовой доблести, установленной в Чебоксарах, есть фотографии и нашей фабрики. Девять ее работников были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», а коллектив в 1943-м насчитывал всего-то 17 человек. В то время выпускалось около 2 тонн кондитерской продукции в сутки.
В ассортименте первых послевоенных лет значились открытая карамель, «Фруктовый грильяж», «Ореховый рулет», глазированные фруктовые пряники, кексы, бисквиты, сироп, морс.
— А каковы объемы производства сейчас? И продолжается ли традиция предприятия — каждый год расширять производство, внедрять новое оборудование?
— То, что было заложено, мы не растеряли, а приумножили. Нынешние объемы производства — 70-80 тысяч тонн в год самой разной кондитерской продукции, в ассортименте — более 400 наименований. Вся она создана по собственным рецептурам, по международным стандартам качества. Только за 2021 год фабрика выпустила более 60 новинок. Сегодня на предприятии работают свыше 50 технологических линий.
Запущены линии по производству печенья «Трио», бисквитного печенья, появились вафельная и крекерная. Каждый год мы внедряем что-то новое. Это инвестиции в развитие предприятия, обеспечивающие увеличение его мощностей и объемов производства, широкий ассортимент изделий и новые рабочие места.
Высокое качество продукции, вложения в модернизацию производства, постоянное внедрение новейших технологий и рецептур — залог успеха АО «АККОНД».
— Как идет работа по освоению рынков? У АО «АККОНД» — широкая география партнерства. Не сказались ли санкции?
— Сегодня на экспорт в ближнее и дальнее зарубежье идет более 10% от общего объема продукции. Экспортное направление предприятие планирует развивать и дальше. Наша перспектива — Юго-Восточная Азия, Ближний Восток. Там продажи тоже растут. Ну, и страны Африки.
Предприятие последние 30 лет работает в условиях конкуренции, оно адаптировано к рыночной экономике. Есть наработанные варианты, технологии, оборудование, отличные специалисты. У нас долгосрочные планы по модернизации производства, расширению экспорта, наращиванию объемов продаж. Так что сильных кризисных моментов, связанных с санкциями, я не вижу.
А в регионах мы проводим политику продажи франшиз. Отточена логистика, автопарк собственной автотранспортной компании насчитывает более 180 единиц — поэтому поставки в любую точку России осуществляются быстро и бесперебойно. У АО «АККОНД» более 150 фирменных магазинов по всей России. И это не предел, особенно в связи с уходом с рынка некоторых брендов.
Новинки предприятия отмечены золотыми медалями и дипломами на Международной выставке продуктов питания и напитков «Продэкспо-2022». В прошлом году такой же успех сопутствовал кондитерским изделиям, представленным на экспортной выставке «WorldFood Moscow».
— АО «АККОНД» входит в ТОП ключевых игроков кондитерского рынка России и может соперничать с мировыми брендами. Как предприятие развивается в сегодняшних изменившихся реалиях, чтобы удерживать прочные позиции?
— В нашей отрасли достаточно жесткая конкуренция. Кондитерских фабрик — сотни, изделий — тысячи. Как говорится, на вкус и цвет товарища нет. Да, ситуация на рынке, в мире может меняться. Но для нас по-прежнему главное — быть конкурентоспособными. Удерживать спрос населения, наращивать производство, создавать рабочие места. И работать по экспорту.
— Уже 35 лет вы возглавляете «АККОНД». Кого вы считаете своим учителем?
— Я пришел на Чебоксарскую кондитерскую фабрику инженером-электриком в 1977 году. Тогда ее возглавлял Борис Илларионович Смоленцев, крепкий профессионал, участник Великой Отечественной войны. Под его руководством, с 1955 по 1982 год, сделано многое: модернизация и расширение производства, благоустройство территории. В конце 1981 года ввели в строй новое здание — здесь, на Складском проезде.
— Этот опыт помог вам, когда вы стали руководителем?
— Если бы я не прошел эту школу, было бы в разы труднее. Вот бы мне тогда кто-нибудь сказал, что на фабрике будет работать 3 тысячи человек, я сильно бы удивился.
Директором я стал 3 декабря 1987 года. А страна стояла на пороге перемен. В 90-е годы она вошла в рыночную экономику, и многие предприятия обанкротились. Мы в этой стихии сориентировались, сохранили коллектив и производство. В 1992 году Чебоксарская кондитерская фабрика была переименована в АО «АККОНД» (Акционерный коллектив кондитеров). Начиная с 1994 года, на предприятии не было снижения объемов производства и продаж — только вперед.
— «АККОНД» участвует в жизни республики и ее столицы — социальной, культурной, спортивной?
— Предприятие выступает официальным партнером масштабных мероприятий, таких, как чемпионат России по легкой атлетике, прошедший недавно в Чебоксарах, или же Международный балетный фестиваль. Поддерживает АО «АККОНД» и социальные проекты. Например, инициативу благотворительного фонда «Перле», который организовал акцию «Спасибо вам, родные доктора!». К Дню города мы традиционно готовим праздничные программы в парках культуры и отдыха.
Участие в общественных мероприятиях — это зона нашей социальной ответственности. Но, делая хороший продукт, мы тоже помогаем имиджу Чувашии и ее столицы. Я же вижу, как причаливают теплоходы, и большинство туристов возвращаются с полными пакетами от «АККОНД». Увозят с собой частичку нашего города, нашей республики — вкусные ощущения, хорошие воспоминания. И это очень приятно.
Беседовала Елена Казарина
-
Нацпроект4 дня назад
Чувашия поставляет свою продукцию в Гонконг
-
Производство22 часа назад
Продукция 8 предприятий Чувашии вошла в перечень 100 лучших товаров России
-
Экономика3 дня назад
В Чувашии планируют ввести ограничения на продажу энергетиков и тонизирующих напитков
-
Спорт4 дня назад
Чувашия приступает к подготовке ко II Всемирным играм национальных видов единоборств