Дорогу молодым
Елена Иванова: «Танцуя – я живу!»
Хореография, передающаяся по наследству
Путь нашего взросления начинается в семье, поэтому семейные профессиональные династии – совсем не редкость. Согласно статистике, преемственность профессии чаще всего отмечается в творческих семьях. И героиня нашей публикации только подтверждает эту статистику.
Танцевать научилась раньше, чем ходить
Сегодня Елена Иванова – молодой талантливый хореограф, педагог дополнительного образования во Дворце детского юношеского творчества в городе Чебоксары. Она хорошо помнит свой первый танец, первое выступление. Помимо переживаний и волнений, семилетняя девочка испытала тогда легкость восторга. Тогда она и решила посвятить себя искусству – искусству танца.
— Наверное, я начала танцевать раньше, чем научилась ходить, — рассказывает Елена. – А вообще танцами я занимаюсь с пяти лет, так как мой папа, Анатолий Петрович Попов – хореограф, Заслуженный работник культуры Чувашской Республики и Почетный работник общего образования Российской Федерации, уже тогда он руководил хореографическим ансамблем народного танца «Рассвет». Конечно же, он привел меня в свой коллектив, и первые шаги в освоении танцев я делала под его началом.
НАША СПРАВКА
Ансамбль народного танца «Рассвет» был создан в 1991 году, концертная деятельность коллектива началась в 1992 году. В программу выступлений включены танцевальные композиции народов Поволжья, других народов нашей страны и мира. В 2000 году коллективу присвоено звание «Образцовый детский коллектив», в 2006, 2010, 2014 и 2022 году звание было подтверждено.
Но это было нелегко: «Потому что мне казалось тогда, что ко мне он больше придирается, с меня он больше требует. И мне было очень обидно, порой до слез — я ревела, плакала, приходила домой и жаловалась маме на папу. Говорила, что я больше не пойду к нему на танцы, потому что он меня ругает. Но, конечно, такие настроения быстро проходили, я не могла бросить танцевать, потому что не представляла свою жизнь без этого», — признается Елена.
Очевидно, именно занятия в танцевальном коллективе, да еще под руководством папы подтолкнули к мысли, что единственное ее призвание – хореография. После 11 класса Елена хотела поступить в Чувашский государственный институт культуры и искусств с одной целью — стать профессиональным хореографом. Но Анатолий Петрович имел на этот счет свое мнение. Опыт работы постановщика танцевальных номеров подсказывал ему, что такая работа не всем под силу. Ведь многие девушки-хореографы, окончившие институт, не работают потом по специальности — тяжело. После непростого разговора на семейном совете было решено, что Елена выберет другое направление. Так она поступила в Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева на технолого-экономический факультет.
Однако на сегодняшний день в лице Елены мы видим не профессионального конструктора-дизайнера одежды, а успешного талантливого хореографа, который со своим коллективом не только радует зрителя танцевальными номерами, но и развивает хореографическое искусство в республике.
Специалист по танцевальному искусству
В 2009 году Центру детского творчества Калининского района города Чебоксары требовался хореограф. Елена не могла упустить этот шанс – мечты должны сбываться. Так получилось, что творческую карьеру постановщика танцев Елена начала в ансамбле народного танца «Рассвет», который к этому времени уже являлся «Образцовым детским коллективом». Да, это тот самый ансамбль, где она танцевала сама, будучи ребенком. И где одним из руководителей был ее папа – Анатолий Попов.
«Первые пять лет моей работы хореографом я занималась с девочками в возрасте от 16 лет, — вспоминает Елена. — У меня была группа из 20 человек. Я ставила танцы, которые были близки моему душевному состоянию. Я придумывала движения и образы, которые мне было бы интересно исполнить на сцене самой. Я создавала танцевальные произведения в коллективе народных танцев, но мне хотелось чего-то новенького, того, что мы еще не делали».
И чтобы усилить эффект танцевального фольклора, Елена прибегла к стилизации — номера совмещали в себе формы народного и современного танца. Между тем молодой хореограф начала работать и с детьми помладше – появились подготовительные и младшие группы. Знакомила и продолжает знакомить детей с историей возникновения и развития хореографического искусства, осваивает с ними ритмику народного танца.
А еще Елена, как уже сформировавшийся хореограф, решила взяться за новый проект – шоу-балет «Diva». Если в «Рассвете» она сохраняет и продолжает традиции народного танца, то «Diva» — отражение ее внутреннего мира. Здесь она работает с новыми образами, сама создает костюмы, воплощает оригинальные идеи.
Коллективы под руководством Елены ведут активную концертную деятельность. Они неизменные участники городских и республиканских культурно-массовых мероприятий. Например, ансамбль «Рассвет» активно выступает в международных, межрегиональных конкурсах. Это и международный конкурс-фестиваль «Золотая осень», и межрегиональный фестиваль-конкурс «Вдохновение», а также республиканский конкурс «Танцуй и пой, моя Чувашия!»
Как педагог, Елена делится своим опытом в профессиональном сообществе. Проводит различные мастер-классы, открытые занятия, выступает на семинарах и конференциях.
«Я думаю, что секрет моего успеха, как хореографа, заключается в моем характере. Я такой человек, что пока не дойду до цели — не успокоюсь. Профессия хореографа наполнена не только творчеством, она многогранна. Это музыка и ритм, костюмы и свет, сцена и взаимодействие с залом. А танец – жизнь! Танцуя, я живу! Любая моя постановка — это как новая жизнь, наполненная своим, особым смыслом», — признается Елена.
Связь поколений
Хореографический ансамбль народного танца «Рассвет» насчитывает 230 человек – дети от 7 до 18 лет. Поэтому у такого большого коллектива несколько хореографов. Среди них папа и дочь. Правда, у Анатолия Попова свои группы танцоров, у его дочери свои, но они иногда сотрудничают – ставят совместные танцевальные номера. «Мне интересно работать вместе с папой. Между нами все бывало, и конфликты тоже, потому что у каждого есть свое мнение, у каждого свой взгляд на идею, приходится доказывать, пробовать разные варианты. Обыкновенные рабочие моменты», — говорит Елена.
Совместная работа — это еще и возможность для молодого хореографа перенять опыт старшего коллеги. Что, впрочем, важно и для Анатолия Петровича. Он прекрасно понимает, что не просто делится секретами хореографического мастерства, а передает дочери эстафету развития танцевального искусства.
Лучшим подтверждением связи поколений и преемственности профессии можно считать слова самой Елены: «Я очень похожа на своего папу, в первую очередь характером. Для него важен результат. Да, он очень требовательный, но наверное поэтому танцы в его постановках пластичны, выразительны, воплощают любую эмоцию. И в этом причина того, что наш коллектив является одним из лучших в Чебоксарах. А я, с детства видевшая его старание, самоотдачу, добросовестность в работе, всегда стремилась и стремлюсь быть похожей на него, как хореограф».
-
Интервью2 дня назад
Росреестр Чувашии разъяснил, как оформить хозяйственные постройки
-
Новости3 дня назад
Яндекс запустил в Чувашии проект «Поиск по архивам»
-
Новости4 дня назад
Теплоход «Мустай Карим» посетит Чебоксарский речной порт
-
Комментарии21 час назад
Минобразования Чувашии прокомментировало инцидент в чебоксарской школе №63