Дорогу молодым
«Есть в чувашской вышивке какая-то магия…»
Молодая вышивальщица продолжает традиции уникального народного искусства Чувашии
В старину знакомить с вышивкой чувашских девочек начинали уже в пять лет, и к 18 годам у каждой был готов сундук с приданым. Татьяна Петрова по меркам прошлого к рукоделию приобщилась достаточно поздно – в студенчестве, во время учебы в Чувашском государственном институте культуры и искусств. Сегодня в свои 26 лет она не только искусно владеет древним народным ремеслом, но и многое делает для сохранения, изучения и популяризации неповторимой чувашской вышивки и бисероплетения. Знакомьтесь: Татьяна Петрова, научный сотрудник Музея чувашской вышивки в Чебоксарах.
НАША СПРАВКА
Татьяна Петрова родилась в деревне Елюккасы Цивильского района. В 2011 году окончила Шакуловскую школу Канашского района. В 2019 году — Чувашский государственный институт культуры и искусств. Получила диплом руководителя студии декоративно-прикладного творчества по направлению «Народная художественная культура».
Упорство и труд в вышивание приведут
В музее молодой специалист работает около полутора лет. Попробовать себя в качестве научного сотрудника девушку пригласила ее педагог-наставник, заведующий кафедрой народного художественного творчества института культуры и искусств, мастер народных промыслов и ученица известной мастерицы чувашской вышивки Евгении Жачевой Раиса Васильева. Именно Раиса Михайловна, рассказывает Татьяна, и стала ее проводником в чудесный мир вышивки. Девушка вспоминает, как увидев готовые работы выпускниц вуза, она от восхищения напросилась к куратору своего отделения Раисе Васильевой в ученицы. И хоть изучение чувашской вышивки предполагалось на старших курсах, Татьяна стала осваивать ее под началом педагога раньше.
Первые стежки давались пытливой ученице легко. «Мы начали с самого простого — гладьевого косого шва, которым в основном заполняются узоры. Первой работой была салфетка, ее я вышила за неделю. Раиса Михайловна похвалила, сказала, что я быстро осваиваю, схватываю на лету, так что эксперимент, можно сказать, прошел удачно. Это меня вдохновило», — призналась собеседница. Повезло ей пообщаться лично и с легендарной Евгенией Жачевой. Вместе с однокурсниками она побывала у нее дома в гостях и узнала от Евгении Николаевны много интересного об исследованных ею чувашских швах и техниках вышивки. Встреча с мастером и ее работы, особенно вышитое полотно Древо жизни, запомнились Татьяне на всю жизнь.
«У моей бабушки, конечно, были вышитые рубахи, сурпан, передники, но они в основном были выполнены крестиком. Исконные чувашские швы я увидела только в институте. Сначала обратила внимание на цветовой колорит, яркие сочные узоры, потом стало интересно, как мастерицы их делали. Стала изучать, так постепенно и влюбилась в чувашскую вышивку», — рассказывает вышивальщица.
Очарование чувашской вышивкой было таким сильным, что этой теме Татьяна посвятила свою дипломную работу. Она исследовала образцы жениховых платков, а в практической части вышила обрядовый атрибут свадебного мужского наряда — платок размером 40х50 сантиметров. В прежние времена до брака чувашская девушка дарила своему избраннику собственноручно вышитый жениховый платок. В день свадьбы молодой накидывал его на плечо, показывая всем, какая мастерица у него супруга.
Вышить жениховый платок оказалось делом непростым. Во-первых, требовалась идеальная точность при составлении эскиза. Во-вторых, нужно было не ошибиться при вышивке.
«Чтобы все углы четко совпадали, несколько раз перерисовывала эскиз на миллиметровой бумаге, — рассказывает Татьяна. – А когда часть работы была готова, обнаружила, что рисунок получился несимметричным. Потратила целый день, чтобы найти, где ошиблась. Пока в одном из углов не увидела один-единственный неправильный стежок, из-за которого весь рисунок и перекосился. Пришлось полностью распустить работу и начать заново. Конечно, было очень обидно. Тем более время защиты дипломной работы поджимало».
Но упорство и трудолюбие Татьяны были вознаграждены. Ее жениховый платок высоко оценили члены комиссии из числа мастеров народных промыслов, которые рассматривали буквально каждый стежок. Эта работа, кстати, для девушки – очень личная история. Продемонстрировал жениховый платок перед экзаменаторами ее молодой человек.
«Чувашская вышивка привлекла какой-то своей магией, таинственностью. Смотришь на узоры, и они завораживают. В древности вышивка считалась оберегом, не для красоты. Что-то есть в ней необъяснимое, притягательное», — говорит Татьяна.
И вышивает, и лекции читает
В Музее чувашской вышивки Татьяна рассказывает об уникальном народном искусстве чувашей туристам, приезжающим в республику, детям и взрослым. Проводит для всех желающих авторские мастер-классы.
Самые маленькие, дошкольники, на ее занятиях делают аппликации в виде чувашских узоров, младшеклассники пробуют вышить несложный орнамент, подростки осваивают узор алатырь в форме восьмиконечной звезды, а молодежь и взрослые изготавливают брошки с чувашской вышивкой. Пока в ее копилке четыре мастер-класса по вышивке для всех возрастов. В планах у Татьяны — разработать такие же доступные мастер-классы по бисероплетению, где за час-полтора можно сделать готовую работу, и создать наборы для вышивки.
Интерес к чувашской вышивке, по наблюдениям Татьяны, проявляют самые разные люди. Но особенно ее радует, что на мастер-классы приходит много молодежи. Ребята с желанием вышивают броши с чувашским мотивом, а потом с удовольствием их носят. «Когда вижу на улице молодых с каким-то чувашским элементом в одежде, у меня это вызывает гордость», — радуется девушка.
Ведет уроки она и в школе чувашской вышивки, где обучает слушательниц изготовлению шейных украшений из бисера. А по пятницам принимает участие в посиделках «Улах», на которые Музей чувашской вышивки собирает всех, кому интересно рукоделие.
Но работа в музее – это не только экскурсии и лекции, но и огромная исследовательская работа. Сфера научных интересов нашей героини – изучение бисероплетения в Чувашии. Себя она пока считает ученым начинающим, но научная работа, открытие неизведанного Татьяне по душе.
Со своим авторским знаком
Чем сложнее шов, тем интереснее – таким принципом руководствуется молодая вышивальщица, принимаясь за новое изделие. Вот и недавнюю работу Татьяны для конкурса ко Дню чувашской вышивки «Солдатский платок», с которой, кстати, она победила в номинации «Изящество», иначе чем произведением искусства не назовешь.
«Эта салфетка – солдатский платок, обрядовый атрибут, который вручали солдату на проводах в армию, — показывает Татьяна филигранно расшитый узорами лоскут, идеально одинаковый с лица и изнанки. – Его всегда вышивали двусторонними швами. По периметру я расположила сложный узор с передника, который увидела в фондах Национального музея. Мне он так понравился, что решила воспроизвести его на солдатском платке. Использовала два основных шва: двусторонний касман шӑтӑкла и двусторонний мордовский крест. Для меня эта вышивка стала некой исследовательской работой: изучила размеры, швы, придумала композицию… Через месяц платок был готов».
Как призналась вышивальщица, работа над вышивкой далась ей нелегко – не каждая мастерица из-за сложности возьмется за двусторонние швы. Нужно все просчитать, пройти иголкой с ниткой сначала в одну сторону, потом – в другую. Малейшая неточность – и можно запутаться, узор не получается. «Такие сложные двусторонние швы требуют особой внимательности и концентрации. Наверное, это самая тяжелая часть работы. Как хирург – нельзя ошибаться. К счастью, работа обошлась без роспусков, все получилось с первого раза», — довольна Татьяна.
Примечательным этот солдатский платок делают родовой знак, который было принято помещать на такого рода обереги, и собственный авторский знак Татьяны Петровой. Родовой знак девушка перенесла с фрагмента женихового платка из книги чувашского художника-графика Моисея Спиридонова. А свой авторский знак вышила рунами. Такой «автограф» ставят на своих работах многие мастерицы.
Несет чувашское народное искусство миру
Как признается собеседница, ей одинаково нравится и процесс вышивания, и результат. «Появляется какой-то азарт, хочется поскорее закончить работу, чтобы увидеть итог своего труда», — размышляет она. Черпает вдохновение Татьяна из старинных образцов вышивок и работ современных мастеров. Однако, как и любой художник, в своем творчестве предпочитает быть индивидуальной. «Думаю, и в старину каждая вышивальщица хотела сказать свое слово. Судите сами, нет ни одного одинакового нагрудного узора «кӗскӗ» или похожих налобных повязок масмак», — считает мастерица.
«От вышивальщицы требуется большая аккуратность, математические способности – чувашская вышивка счетная и считать приходится много. И, конечно, терпение и усидчивость. Кому этого не хватает, попробуйте заняться вышиванием – вышивка как раз воспитывает эти качества», — советует Татьяна Петрова. И вспоминает, как еще во время студенческой практики на одном из мастер-классов по вышивке ее восхитила девочка с особенностями здоровья. Ее упорству и старанию можно было только позавидовать: девочка довела дело до конца, хоть до этого никогда не вышивала.
«Когда углубляешься в чувашскую вышивку, богатство технологических швов, техник, цветового соотношения поражает. Но сколько еще неизученного! Это только кажется, что все одинаковое, но если присмотреться, вникнуть, изучить, можно сделать столько открытый. Так что еще есть над чем работать и что исследовать, чтобы об уникальной культуре нашего народа узнали как можно больше», — вдохновлена молодой научный сотрудник Музея чувашской вышивки.
-
Интервью2 дня назад
Росреестр Чувашии разъяснил, как оформить хозяйственные постройки
-
Новости3 дня назад
Яндекс запустил в Чувашии проект «Поиск по архивам»
-
Комментарии1 день назад
Минобразования Чувашии прокомментировало инцидент в чебоксарской школе №63
-
Спорт2 дня назад
Спортсмены Чувашии достойно выступили на чемпионате мира по всестилевому каратэ